Денис и Катя начали встречаться 7 месяцев назад, однако родители отношениями были недовольны. Позже эту информацию подтвердила директор школы № 24 Эльвира Васичева. «С мая девочка была влюблена, её чувства не принимали и не понимали родители, здесь и возник конфликт. Молодой человек приехал с семьёй из Архангельской области два года назад. У мамы третий муж. Она уехала решать свои квартирные вопросы и оставила его с отчимом, здесь и начались проблемы», — считает Васичева. По её информации, семьи были против чувств подростков.
Катя называла главной причиной побега из дома сложные отношения с мамой. Та не разрешала ей возвращаться домой после 21:00, запрещала ночевать вне дома. Также девочка говорила о том, что в семье её избивали, и пыталась во время трансляции продемонстрировать синяк. Классный руководитель Кати думает, что девочка играла со смертью — «то вены резала, то головой о стенку билась». «Мама об этом знала. Она с пониманием относилась к их любви, но они всё-таки не нашли какого-то компромисса во взаимоотношениях», — опровергает она мнение директора школы.
Денис вёл себя более скрытно, однако о том, что конфликт с родителями был, свидетельствует его пост «В контакте», посвящённый близким. «Я вас любил, но вы сами не заметили того, как разрушили мою психику и жизнь».
Денис и Катя ушли из дома 11 ноября. Подростки рассказали, что просили родителей не обращаться в полицию и предупреждали, что в противном случае «будет только хуже». Отчим Дениса обратился в полицию 12 ноября, мама Кати, по данным «ПГ», в полицию не обращалась, но 14 ноября приехала в Струги Красные вместе с полицейскими.
Дом на улице Кузнецкой в Стругах Красных, где решили остановиться влюблённые, принадлежал отчиму Кати. Строительством занимался его отец Владимир Власов, умерший около полутора лет назад. Ему же принадлежало ружьё. Сама Катя объясняла на видео, что дом — это её дача, а оружие принадлежит отчиму-спецназовцу.
Подростки попали в дом через окно, открыв его ножом. Сейф с оружием вскрыли им же. Почему решили сразу стрелять в полицейских, неизвестно. Возможно, свою роль сыграл алкоголь — при трансляции в «Перископе» видно, как подростки пьют виски с колой.
После того, как сотрудники начали окружать дом, подростки, у которых якобы к тому моменту уже не было оружия, запаниковали. Денис говорил, что оружие у них забрала мама Кати, которая участвовала в переговорах. «Ножи тоже. Так что покончить с собой мы не можем. И как ты знаешь, это не выход», — цитирует его портал «Медиазона».
В другой трансляции подростки говорят, что выкинули стволы через окно.
На месте ЧП, помимо полицейских, Росгвардии, СК, присутствовали прокурор Псковской области Сергей Белов и прокурор Струго-Красненского района Антон Куприков. При этом в прокуратуре не знают, работали ли на месте ЧП психологи. «Информации о полном составе группы, которая работала на месте происшествия, у нас нет», — сообщил «Псковской губернии» сотрудник пресс-службы прокуратуры Псковской области.
О том, что подрости мертвы, стало известно после штурма. Росгвардия форсировала штурм дома в Стругах Красных, несмотря на возражения психологов, сообщают источники «Псковской губернии», то есть, скорее всего, был определённый конфликт .
Правоохранительные органы первоначально расходились в официальной версии случившегося. «При вхождении в дом сотрудниками СОБРа был обнаружен вскрытый сейф, в котором ранее находились охотничье ружье и боеприпасы, а рядом с ним тела девушки и молодого человека с явными признаками самоубийства. В ходе операции сотрудниками СОБРа огонь не открывался», — сообщили ТАСС в пресс-службе Северо-Западного округа войск Росгвардии.
Также агентство утверждало, что в УМВД России по Псковской области есть данные о самоубийстве подростков.
При этом в пресс-службе Следственного комитета России по Псковской области до последнего не рекомендовали называть случившееся как убийством, так и самоубийством с последующим убийством. «До выяснения всех обстоятельств трагедии преждевременно называть это самоубийством или убийством с последующим самоубийством», — сообщил «Псковской губернии» старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ Антон Доброхотов. Он также уточнил, что следователь с автоматическим табельным оружием во время операции со спецназом не переходил установленный рубеж. На вопросы о том, к какому ведомству относился этот следователь и какую роль выполнял в ходе всей операции, Антон Доброхотов отвечать не стал, сославшись на закрытый характер следствия.
По информации источников «Псковской губернии», первыми на место прибыли сотрудники УМВД России по Псковской области; после того как подростки их обстреляли, полицейские запросили подкрепления. Дополнительные наряды, прибывшие на место, состояли из сотрудников Росгвардии (согласно последним изменениям в законодательстве, этот орган имеет право применять оружие в отношении детей, беременных женщин и инвалидов, если те оказывают вооружённое сопротивление. – Л. С.), они блокировали дом по периметру.
В СК утверждают, что информация о том, кто именно вёл стрельбу из дома, поступила не сразу. При этом сотрудники ведомства сообщают, что сотрудники Росгвардии приехали «для силового решения этого вопроса при необходимости». «Это ребята, которые подготовлены входить в жилище специфическим способом и при необходимости умело применять оружие. Это их работа. Это те, кто с угрозой для жизни может правильно разрешить ситуацию без потерь или с минимальными потерями», — сообщал источник.
В официальном заявлении СК РФ было указано, что «когда сотрудники спецподразделений применили свето-шумовые гранаты и пошли на штурм, то обнаружили подростков мёртвыми с огнестрельными ранениями». При этом заключением экспертов о точном виде заряда, с помощью которого были причинены ранения, СК не располагал.
Позже «Псковской губернии» стало известно о представителях правоохранительных органов с табельным оружием, которые присутствовали на месте происшествия, но не имели отношения к СОБРу.
15 ноября стало известно, что классный руководитель погибшей Кати В. общалась с ней по телефону во время операции: об этом «Псковской губернии» сообщила уполномоченный по правам ребёнка в Псковской области Наталия Соколова.
К концу 15 ноября официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила, что следователи получили подтверждение, что устроившие стрельбу из окон дома в Стругах Красных подростки добровольно расстались с жизнью перед штурмом жилища полицейским спецназом. «Была спланирована спецоперация, в результате которой сотрудники спецподразделения вошли в дом и обнаружили тела подростков с огнестрельными ранениями», — объяснила она. По данным СК, после того как подростки перестали выходить на связь, «15-летний молодой человек выстрелил в свою сверстницу, а затем совершил суицид».
Отметим, что версия самоубийства вызвала скепсис как у некоторых экспертов, так и у интернет-сообщества, ознакомившегося с записью трансляции на Periscope.
Уполномоченный по правам ребёнка в Псковской области Наталия Соколова узнала о происшествии из СМИ. Изначально она связала трагедию с недостатком кибербезопасности и напомнила, что на недавнем совещании с комиссией по делам несовершеннолетних до сведения её участников было доведено предупреждение общественной организации «Спасение детей от киберпреступлений». В нём говорилось, что сейчас через интернет применяется нейролингвистическое программирование — методики, которые способствуют тому, что дети и подростки задумываются о суициде, в связи с чем не исключены массовые случаи самоубийств.
Позже омбудсмен всё же заметила, что одной из основных причин трагедии могло стать недостаточное внимание к детям со стороны родителей. «Моя задача сейчас — всё отсматривать, отслеживать, потому что, к сожалению, в данной ситуации детям уже ничем не поможешь. Главное — предотвратить возможность повторения подобных трагедий в регионе. Основная моя задача — это профилактика», — обозначила вектор Наталия Соколова и уточнила, что в ближайшее время рекомендует учителям отслеживать страницы своих учеников в социальных сетях.
Вслед за ней обвинить в трагедии интернет поспешили психологи и сенатор Елена Мизулина. Их сторону, судя по всему, заняли и федеральные власти. Их реакцией на трагедию в Стругах Красных можно считать задержание администратора одной из групп в соцсети «В контакте» в Московской области. В СК также сообщили, что в рамках расследования дела о подстрекательстве в десяти регионах России проходит серия обысков. СК предъявил и официальные претензии «В контакте».
Андрей Турчак назвал случившееся «резонансным происшествием» и созвал расширенное заседание областной комиссии по делам несовершеннолетних.
Полицейские пытались вести переговоры с школьниками около двух часов. Ситуация осложнялась тем, что на звонки силовиков подростки не отвечали, а рупора, чтобы реагировать на призывы полиции, у них не было. Однако диалог и слушатели ребятам были необходимы: они постоянно жаловались, что за трансляцией в видеоприложении Periscope наблюдает всего пара человек. «У нас тут реально жесть, и *** никто не смотрит». «Давайте чтобы больше народу посмотрело, больше жести будет», — предлагали они. Периодически туда подключались сверстники: их интересовало, страшно ли стрелять, сколько оружия и с чего всё начиналось. Судя по трансляции, профессиональных кризисных детских психологов, которые могли бы задержать подростков у экрана и отвлечь от оружия, в чате не было.
На следующий день классный руководитель скажет, что учителя школы вели с детьми переписку во время трагедии, однако правоохранители об этом не знали. Момент переписки в трансляцию, которая велась почти всё время, не вошёл.
Вечером 15 ноября классный руководитель сделала заявление в соцсетях, что все комментарии уже даны правоохранительным органам, другой информации от неё не последует.
Прокуратура запустила серию проверок. Самая масштабная, очевидно, ожидает сотрудников полиции. Их будут проверять на предмет соблюдения требований законодательства о проведении проверок хранения гражданами огнестрельного оружия. В школе проверят «организацию профилактических мер против суицида», в органах опеки и попечительства — была ли необходимость социальной работы с подростками.
Кроме того, в ближайшее время классным руководителям в Псковской области будет рекомендовано отслеживать страницы своих учеников в социальных сетях, сообщила уполномоченный по правам ребёнка в Псковской области Наталия Соколова на рабочей встрече с Андреем Турчаком.
Часть информации по расследованию станет известна через две недели.