Вырубать лес за зданием 16-й школы на Ленинградском шоссе, 49 рабочие ООО «Форест-сервис» начали с 3 июля: с ними «Псковавиа» заключила договор через индивидуального предпринимателя. Местные жители к рёву бензопил отнеслись без понимания: вызвали полицию и уже с ней пошли выяснять, что происходит. Стражам порядка лесорубы показали документы, после этого полицейские попросили пенсионерок не бузить: всё законно.
Бабушки не успокоились и пошли к «зелёным» общественникам. Те удивились: городские власти и представители «Псковавиа» 4 июня обсуждали с ними вырубку деревьев и кустарников в зоне аэропорта в районе дома № 25 на улице Пригородной. О территории за школой № 16 речи не шло.
Руководство «Псковавиа» на той встрече объясняло необходимость вырубки тем, что им нужно расширять взлётную полосу на 500 метров. И в её зоне высота деревьев и кустарников не должна превышать 7,5 метра.
Густой сосновый лес, помешавший аэропорту, начинается сразу за территорией школы. Её директора Светлану Данилову, равно как и остальных учителей, о расчистке не предупредили. «Я была в шоке, когда пришла на работу. Во-первых, на территории школы стоит табличка (с приказом Минобороны. — Л. С.), во-вторых, лесовозы почему-то стали активно использовать нашу спортивную площадку. Они проложили там дорогу, в результате площадка изрыта канавами, — возмущается директор. — Также на территории школы лежит бревно, которое перегородило проход к пожарному гидранту и водонапорной башне. Не дай бог что случится — машине даже не подъехать будет».
На 25 гектарах соснового леса за 16-й школой сейчас столкнулось сразу несколько ведомств и федеральных законов. Фото: Людмила Савицкая / «ПГ»
Светлана Данилова уже написала заявление в псковские управления городского хозяйства и образования, к нему она приложила фотографии. Лес это, впрочем, уже не спасёт: неделя круглосуточной работы лесорубов дала свои результаты — от высоких сосен, по словам местных жителей, уже ничего не осталось.
Ситуация осложняется тем, что лес входит в зелёную зону Пскова: это отмечено на схеме территориального планирования города. При этом в областном комитете по природопользованию утверждают, что в лесном фонде Псковской области эти 25 гектаров не числятся. «У нас нет полномочий влиять на эту ситуацию, так как это не земли лесного фонда», — сообщила «Псковской губернии» инженер по лесопользованию Алла Бреус.
По словам общественников, проблема с разграничением территории возникла ещё во время первых обсуждений: чиновники не могли разобраться, кому всё-таки принадлежат 25 гектаров леса. Позже управление городского хозяйства заявило, что эта территория, на которой государственная собственность не разграничена, поэтому распоряжаться такими земельными участками может только областной комитет по имущественным отношениям. Но и там от проблемной территории открестились: специалисты имущественного комитета утверждают, что могут управлять земельными участками, но не тем, что на них находится.
Управление городского хозяйства Пскова признаёт, что 25 гектаров вырубленного леса относились к зоне городских лесов, но тут же оговаривается: границы лесничеств там ещё не были установлены, регламенты для них не разработаны, цена за древесину не обозначена.
По закону инициатор вырубки общего леса должен выплатить уполномоченному госоргану восстановительную стоимость деревьев. Кому её сейчас будет выплачивать «Псковавиа», неясно. В управлении городского хозяйства предполагают, что деньги могут быть отправлены в федеральный бюджет.
Фото: Людмила Савицкая / «ПГ»
На 25 гектарах соснового леса за 16-й школой сейчас столкнулось сразу несколько ведомств и федеральных законов. Закон «Об охране окружающей среды» запрещает вырубку деревьев в лесопарковых зелёных поясах. Лесной кодекс разрешает пилить лес для нужд линейных транспортных объектов.
Министерство транспорта в своём приказе «Требования, предъявляемые к аэродромам, предназначенным для взлёта, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов» называет лесные деревья «незатенёнными существующими объектами над поверхностью захода на посадку». Они, по мнению ведомства, «являются препятствиями и должны быть устранены или уменьшены».
Начальник управления городского хозяйства Алексей Захаров убеждён, что проблема возникла из-за того, что изначально аэропорт нельзя было строить на территории города. Он открылся ещё в 1944 году и в 1975-м начал эксплуатироваться. По свежим правилам, новые аэродромы или их части нужно строить за пределами города, для уже существующих и соседствующих с жилыми домами особых санкций не предусмотрено.
«Я долго не подписывал документ о том, что мы не возражаем, — оправдывается Алексей Захаров. — Сидел, изучал всё, проводил совещания на высшем уровне. Но мы не имеем права им возражать. У города нет права возразить Министерству обороны. Поэтому мы не возражаем и отсылаем их к федеральному законодательству».
Фото: Людмила Савицкая / «ПГ»
Он подчёркивает, что не выдавал разрешения на снос деревьев, а именно «не возражал». «Что тут можно сделать? Какие могут быть варианты? Либо не взлетает самолёт, и я с обороноспособностью страны… Аэропорт закроют», — опасается он и надеется, что уже через пять лет на месте вырубленных 25 гектаров соснового леса будет низкорослый кустарник.
С ООО «Форест-сервис» заказчик вырубки леса рассчитывается натурой. Вопрос, правда, в том, что летом рубить лес «на древесину» невыгодно: дерево быстро преет и становится непригодным для обработки. Впрочем, ООО «Форест-Сервис» никаких опасений по этому поводу не высказывает.
По информации «Псковской губернии», в комитет по имущественным отношениям администрации Псковской области уже поступил письменный запрос о правомерности вырубки 25 гектаров соснового леса для нужд «Псковавиа». Комитет планирует перенаправить его в администрацию Пскова, так как сам разрешения на «зачистку» не выдавал.
Чтобы оперативно следить за самыми важными новостями, подписывайтесь на наши группы «ВКонтакте», в «Телеграме» и «Фейсбуке».